С начала года в адрес Уполномоченного по правам человека поступило 1 243 обращения (681 было направлено в письменном виде). Из числа письменных обращений 491 обращение поступило почтой: 246 – обычной почтой и 245 – электронной (в том числе путем заполнения специальной формы на сайте Уполномоченного по правам человека в Омской области), 5 обращений было взято в работу Уполномоченным в результате анализа сообщений в СМИ. 562 обращения поступили на устном (выездном и стационарном) приеме Уполномоченного и сотрудников аппарата, а также в рамках проводимых «горячих линий». По результатам рассмотрения обращений граждан всем заявителям предоставляется бесплатная юридическая помощь в виде устных и письменных консультаций, при необходимости выдаются буклеты и брошюры с правовой информацией.
По критерию категории нарушенного права на первом месте находятся обращения по поводу нарушения социальных прав – 624 обращения. В этой категории больше всего обращений было по поводу нарушения права на социальное обеспечение, социальное страхование (283 обращения) и жилище (193). Жители региона жаловались на нарушения в сфере исполнения наказаний (142), здравоохранения (92), трудового законодательства (69).
С целью повышения доступности института Уполномоченного по правам человека в Омской области для населения и реализации права граждан на обращение в текущем году продолжены выездные и дистанционные приемы граждан. По состоянию на 19 октября 2021 года Уполномоченным Омской области и сотрудниками аппарата в ходе вышеуказанных приемов проконсультировано 290 человек.
Уполномоченным и сотрудниками аппарата на регулярной основе осуществляются выезды в изоляторы временного содержания (34 выезда, опрошено 45 человек) и исправительные колонии (37 выездов, принято 19 человек).
Уполномоченным Омской области по правам человека в 2021 году продолжен традиционный формат взаимодействия с населением: участие в прямых эфирах и радиопередачах, а также в «горячих линиях». Совместно с Министерством образования Омской области, Министерством труда и социального развития Омской области, Отделением Пенсионного фонда по Омской области, Государственной инспекцией труда в Омской области аппаратом Уполномоченного организован ряд «горячих линий», по результатам которых 108 граждан смогли получили доступные разъяснения по вопросам защиты своих прав.
«Предотвращение конфликтов, недопущение или снижение «градуса» социальной напряженности, эффективное решение проблемных вопросов жителей региона зависит от простого человеческого умения поставить себя на место другого, понять его сомнения и тревоги. Считаю важным продолжение конструктивного сотрудничества и прямого диалога с органами государственной власти, местного самоуправления, надзорными органами по утверждению конституционных ценностей Человека и человеческого Достоинства и совместной защите прав и свобод жителей Омской области», – отметила Уполномоченный Омской области по правам человека Ирина Касьянова.